Форум » Литература » Высоцкий, стихи 1978 года » Ответить

Высоцкий, стихи 1978 года

Penguin: (перенесено из темы Это можно адекватно объяснить?) Ну, если старый анекдот на ура прошел, то и старым стихам место найдется:[quote]Владимир Высоцкий Новые левые - мальчики бравые С красными флагами буйной оравою, Чем вас так манят серпы да молоты? Может, подкурены вы и подколоты?! Слушаю полубезумных ораторов: "Экспроприация экспроприаторов..." Вижу портреты над клубами пара - Мао, Дзержинский и Че Гевара. Милые педики, красятся бабами, Шашни заводят с друзьями-арабами, Лгут. Лицемерят. Бросаются фактами. Носятся с Насером и с арафатами. Лучше бы, право же, мальчики правые! Левая власть - это дело кровавое. Что же, валяйте затычками в дырках, Вам бы полгодика, только в Бутырках! Не суетитесь, мадам переводчица, Я не спою, мне сегодня не хочется! И не надеюсь, что я переспорю их, Могу подарить лишь учебник истории. 1978 [/quote]

Ответов - 46, стр: 1 2 3 All

Пёс, бегущий берегом: Посмотрел - "До свидания, мальчики" Окуджавы - это 1958. Ни один школьный концерт без неё не обходился...

Gapon: Последействие фестиваля-57, скорее всего. Плюс "оттепель". Плюс "папа Хэм". Даже в прозу пробралось это, к раннему Аксенову, напр. А в поэзии и вообще прописалось и стало нормой, когда из-под спуда вынули довоенную лирику погибших: "Мы были высоки, русоволосы. Вы в книгах прочитаете, как миф, о людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы" (С.Гудзенко, фронтовик, так и оставшийся "мальчиком")

Пёс, бегущий берегом: Плюс "папа Хэм". Калька с "бойз"? А вполне возможно...


Gapon: Не-е-е, так глубоко мне не копнуть! Просто на контрасте: знаменитое фото - грубый свитер, ежик на голове, полуседая борода, этакий морской волк, капитан когановской бригантины; на фоне его все остальные - мальчики и есть. Кухонно-салонные, канареистые птенчики. Если бы калькировали, то old chap (старик, приятель; реже - ребенок) - гораздо более хемингуевистее... Ан не встречалось такое.

sova12: Gapon пишет: хемингуевистее. (без "более" будет лучшее... )

eolla: А если всё-таки капнуть: http://gramota.forum24.ru/?1-1-0-00000087-000-0-0#006 ...сторицеевистее ...

ю: О мальчиках: Снова замаячили быль, боль, Снова рвутся мальчики в пыль, в бой! И еще о них: "Судя по одежде - мальчики... <...> Мальчики - братья... <...> ... им никогда не было скучно. Какая может быть скука в доме, где пятьсот семь комнат?... Только вот винтовки там ни одной не нашлось. Винтовки теперь - редкость. <...> Нет, из своей винтовки отец стрелять не давал. Он говорил, что это нам ни к чему. Вот когда мы уйдём к светящемуся дому и добрые люди, которые нас там встретят, отведут нас к маме, вот уж там-то мы будем стрелять сколько захотим... А может быть, это ты отведешь нас к маме? Тогда почему у тебя нет винтовки? Ты добрый человек, но винтовки у тебя нет, а отец говорил, что все добрые люди - с винтовками...

sova12: Асса, мне кажется, частотность упоминания "мальчиков" вами несколько преувеличена. Так любое слово можно взять и найти такое количество упоминаний, столько цитат! Со словом "девочки", например! Или "мама". И из этого сделать вывод, что по какой-то таинственной причине это слово особенно часто употреблялось именно в это время...

АССА: sova12 , я бы сказала, что ни эти "мальчики" для Высоцкого вообще не характеры, ни этот яростно-обличительный пафос. У него встречается горький сарказм по отношению к окружающим, но не яростные обвиняющие приговоры. *** Приходят мальчики, надменные и властные. Они сжимают кулачонки влажные и, задыхаясь от смертельной сладости, отважно обличают мои слабости. (Евтушенко) Новые левые - мальчики бравые С красными флагами буйной оравою, Чем вас так манят серпы да молоты? Может, подкурены вы и подколоты?! Слушаю полубезумных ораторов: "Экспроприация экспроприаторов..." Вижу портреты над клубами пара - Мао, Дзержинский и Че Гевара. (Высоцкий) Прямо какой-то пламенный трибун, "отважно обличающий", а не Высоцкий. У Высоцкого в подтексте иногда чувствуется обида на людей, защита от них, его "лирический герой" - это волк, которого окружили флажками, его позиция - защищаться, отгораживаясь, или наоборот - убегать "за флажки", но не нападать. Слышу сзади обмен новостями: "Нет, не тот - тот уехал, спроси!" "Ах, не тот..." И толкают локтями, И сидят на коленях в такси. *** Я шел домой - под утро, как старик, - Мне под ноги катились дети с горки, И аккуратный первый ученик Шел в школу получать свои пятерки. Ну что ж, мне поделом и по делам - Лишь первые пятерки получают... Не надо подходить к чужим столам И отзываться, если окликают. И чувство вины ему было свойственно очень.

Gapon: АССА, кроме тсз "литературоведения" в Вашей трактовке есть еще и мать-история. Кто бы ни был автором сего опуса, но к 1978 году в стране прекрасно знали: про Латинский квартал-68 и весь их троцкизм-маоизм; про "красные бригады" борцов с "буржуазным загниванием"; про движение хиппи и т.п. Знали и строчки А.Галича (1975, кажется): Вы на письма слез не капайте, И без них душа враздрызг! Мы живем на Диком Западе, Что и впрямь, изрядно дик! Но не дикостью ковбойскою. Здесь иную ткут игру: Пьют, со смыслом, водку польскую Под московскую икру. Здесь, на Западе распроданном И распятом на пари, По Парижам и по Лондонам, Словно бесы, - Дикари! Околдованные стартами Небывалых скоростей, Оболваненные сартрами Всех размеров и мастей! От безделья, от бессилия, Им всего любезней - шум! И чтоб вновь была Бастилия, И чтоб им идти на штурм! Убеждать их глупо - Тени же! Разве что, спросить тайком: - А не били ль вас, почтеннейший, По причинным - каблуком?! Так что вы уж слез не капайте, И без них - Душа враздрызг! Мы живем на Диком Западе, Что - и впрямь - изрядно дик! А уж сын военного, знавший военные лишения "на Третьей Мещанской", западную сытость уже видел тогда собственными глазами...

АССА: Gapon, вы бы могли назвать стихи Высоцкого, где он вот так же гневно кого-то изобличает и клеймит? Я его стихов можно сказать совершенно не знаю, хотя хорошо знаю и люблю его песни.

Gapon: А Вам мало песен-обличений? Я давно уж не перечитывал его стихи, увы... И, повторяю: мне не важно - кто автор стиха. Обличительный пафос в нем не зашкаливает, а вполне в духе того времени. Вы слишком уж строги, сударыня. Телевизор вон считаете за носителя культуры... Нельзя же наделять агрегат функциями, для каковых он просто не предназначен!

АССА: «Телевизор вон считаете за носителя культуры...» )))) Есть телевизер, подайте трибуну: Так проору, разнесется на мили, Он не окно - я в окно и не плюну! Мне будто дверь в целый мир прорубили... Если не смотришь - ну, пусть не болван ты, Но уж по крайности, богом убитый! Ведь ты же не знаешь, что ищут таланты, Ты же не ведаешь, кто даровитый!... По поводу песен-обличений: так их же не-е-ет... ))

Gapon: Нате одну - обобщающую цикл "Охота на волков" - последнюю, в которой последние строчки: "Меня зовут к себе большие люди, чтоб я им пел "Охоту на волков". А "обличение" у Вас обязательно соседствует со словами "я не люблю"?! Плохо! Например, в приведенной Вами песне - обличение батракизма тех, для кого телевизор, действительно - весь свет в окошке.

АССА: Да, но Высоцкий не хлещет объект обличения оскорбительными эпитетами ("полубезумные ораторы"), а называет "большими людьми". Из чего становится понятным.

Пёс, бегущий берегом: или наоборот - убегать "за флажки", но не нападать. Ню-ню... Убегать, значит... А это, видимо, Пушкин написал? Ударил первым я тогда - так было надо... А это, конечно, не обличение: В дом заходишь как все равно в кабак, А народишко: каждый третий - враг, Своротят скулу: гость непрошенный, Образа в углу и те перекошены. И затеялся смутный, чудной разговор, Кто-то песню орал и гитару терзал И припадочный малый, придурок и вор, Мне тайком из-под скатерти нож показал. Кто ответит мне, что за дом такой, Почему во тьме, как барак чумной? Свет лампад погас, воздух вылился, Али жить у вас разучилися? Двери настежь у вас, а душа взаперти, Кто хозяином здесь? Напоил бы вином, А в ответ мне: "Видать, был ты долго в пути И людей позабыл. Мы всегда так живем. Траву кушаем, век на щавеле, Скисли душами, опрыщавели, Да еще вином много тешились, Разоряли дом, дрались, вешались". И ни церковь, ни кабак - ничего не свято...

АССА: Пёс, бегущий берегом, он так действовал в целях самозащиты, то есть не нападал - а защищался. Но тот, кто раньше с нею был, Меня, как видно, не забыл, И как-то в осень, и как-то в осень - Иду с дружком, гляжу - стоят. Они стояли молча в ряд, Они стояли молча в ряд, Их было восемь. Со мною нож, решил я: - Что ж, Меня так просто не возьмешь. Держитесь, гады! Держитесь, гады! - К чему задаром пропадать? Ударил первым я тогда, Ударил первым я тогда - Так было надо. Потому что уже деваться было некуда, в соответствии с кодексом чести. Но, говоря о постоянном мотиве ухода или побега, я имела в виду не то, когда бегут с поля боя из трусости, а когда уходят из-за нелюбви, непонимания, измены. И эта история как раз и начинается с того, что герой Высоцкого уже собрался было уйти, не соперничая с "тем кто раньше с нею был". Он остался лишь по просьбе женщины. То есть опять-таки подчинившись рыцарскому правилу: "если дама просит..." Песня "Очи черные". Вряд ли под "домом" Высоцкий иносказательно имеет в виду страну Советский Союз и его народ. Мне эта песня больше кажется похожей на страшную сказку, как у Пушкина, если помните, - "Три дня купеческая дочь Наташа пропадала" ("Жених"). Мне снилось, — говорит она, — Зашла я в лес дремучий, И было поздно; чуть луна Светила из-за тучи; С тропинки сбилась я: в глуши Не слышно было ни души, И сосны лишь да ели Вершинами шумели. И вдруг, как будто наяву, Изба передо мною. Я к ней, стучу — молчат. Зову — Ответа нет; с мольбою Дверь отворила я. Вхожу — В избе свеча горит; гляжу — Везде сребро да злато, Всё светло и богато». Жених А чем же худ, скажи, твой сон? Знать, жить тебе богато. Невеста Постой, сударь, не кончен он. На серебро, на злато, На сукна, коврики, парчу, На новгородскую камчу Я молча любовалась И диву дивовалась. Вдруг слышу крик и конский топ... Подъехали к крылечку. Я поскорее дверью хлоп И спряталась за печку. Вот слышу много голосов... Взошли двенадцать молодцов, И с ними голубица Красавица-девица. Взошли толпой, не поклонясь, Икон не замечая; За стол садятся, не молясь И шапок не снимая. На первом месте брат большой, По праву руку брат меньшой, По леву голубица Красавица-девица. Крик, хохот, песни, шум и звон, Разгульное похмелье... Жених А чем же худ, скажи, твой сон? Вещает он веселье. Невеста Постой, сударь, не кончен он. Идет похмелье, гром и звон, Пир весело бушует, Лишь девица горюет. Сидит, молчит, ни ест, ни пьет И током слезы точит, А старший брат свой нож берет, Присвистывая точит; Глядит на девицу-красу, И вдруг хватает за косу, Злодей девицу губит, Ей праву руку рубит.

Gapon: Сударыня, Вы опять передергиваете, сравнивая изначальный авторский монолог с похождениями его героев. Так один из его героев "выбил окна и дверь и балкон уронил"... А другой предупреждал: "Ты мне не подставь щеки: не ангелы мы - сплавщики".

АССА: Высоцкий - живет в героях своих песен... Он ими чувствует...

Gapon: Смелое утверждение! Похоже, Вы начинаете создавать новое искусствоведение... Браво!



полная версия страницы