Форум » Литература » "Подымите мне веки"... » Ответить

"Подымите мне веки"...

maggie: Давно уже хотела начать такую ветку, где можно было бы поговорить о глазах и зрении в поэзии. В общем-то, решила сделать это сегодня, т.к. перечитывала кое-что из Заболоцкого. Оказывается, именно у него... [quote]"во все периоды мотив глаза и зрения оказывается одним из ведущих. Глаголы зрения (смотреть, видеть, глядеть, наблюдать, зреть и т. п.) встречаются не менее 115 раз. (Источник текстов: Н.Заболоцкий. Собрание сочинений в трех томах. Т. 1. - М., 1983. Поскольку подсчет производился вручную, здесь и далее цифры могут быть не совсем точными).[/quote] Я прошу вас выставить сюда стихи, отрывки из стихов, которые - как вам кажется - наиболее характерны для того или иного поэта в его "вИдении вИдения", зрения, глаз... Может быть, я не совсем точно могу объяснить, что именно я имею в виду ;)), поэтому я просто начну с примера. Из Заболоцкого, в первую очередь: [quote]Отрывок из стихотворения "На рынке", декабрь 1927 г. Вон - бабка с пленкой вместо глаз Сидит на стуле одиноком, И книжка в дырочках волшебных (Для пальцев - милая сестра) Поет чиновников служебных, И бабка пальцами быстра...[/quote] Эта бабка - слепая? У неё на глазах - пелена? А книжечка - с шрифтом Брайля? Поэтому там точечки? Хотя там ведь и рельефы тоже присутствуют... Пожалуйста, скажите, если это так и я права, то каких она "поёт чиновников служебных"? По этой книжечке? Благодарю заранее за ответы и за выставленные здесь посты - если у вас будет желание это сделать - на тему "глаза и зрение в поэзии"... Или помогите мне тему по-другому назвать, если так вам не очень нравится...

Ответов - 60, стр: 1 2 3 All

Gapon: 1. У бабки, видимо, не "пелена", а катаракта... 2. Обширный реестр про гляделки традиционно откроет Ал-др Аркадьич: а) "...А я стою - черно в глазах, и как-то всё до лампочки..." б) "Я гляжу на экран - как на рвотное" в) (СУПЕР): "малосольный огурец кум жевал ВНИМАТЕЛЬНО" г) (дубль из "аджубеевки"): "а в глазах-то у тебя - дача в Павшине", "и как вы смотрите кино всей семейкою, и как счастье на губах - карамелькою" д) " и сидит мужик законный, смотрит в сумрак заоконный, пьет вино и ждет меня" е) Этот шедевр нельзя не дать полностью: "Философский этюд.Пейзаж" Всё было пасмурно и серо, и лес стоял как неживой, и только гиря говномера слегка качала головой. Не всё напрасно в этом мире, хотя и грош ему цена, не всё напрасно в этом мире - покуда существуют гири и виден уровень г...на. ж) "он глядит, как ребятушки вохровцы загоняют стихию в барак" з) "знать с лучка глазам чтой-то колется, голова на низ так и клонится" Хватит, пожалуй, бо это - малая толика. Как все большие таланты Галич придавал зрению очень большое значение, поскольку, вероятно, твердо верил в то, что все остальные чувства контролируемы и управляемы Софьей Власьевной... ------------------------------------------------------------------------- До кучи - из Высоцкого, из-за плотности искомого: У тебе глаза как нож: если прямо ты взглянёшь - я забываю: хто я есть и хде мой дом. А если косо ты взглянёшь - как по сердцу полоснешь ты холодным острым серым тесаком...

Речка: Из читаемого мною сейчас Ф. Н. Глинки: "Воспоминания о Пиитической жизни Пушкина" Таинственный, как в час полночи, Он огнедышащие очи (Огонь Мельмота в них сиял) В поэта с умыслом вперял И что-то в нем подстерегал... Фрагмент полностью: V Своей Итаке возвращенный -- Наш друг, наш юный Одиссей Сзывает вновь своих друзей На день, свиданью посвященный; И сколько длинных повестей О жизни, о боях страстей Он сдал друзьям с души своей В разгаре дружбы говорливой!.. Но кто-то, гость не пировой, Был сумрачен в семье игривой И молча поманав главой, Смеясь разгульных дум свободе... На все враждебно он глядел "И ничего во всей природе Благословить он не хотел!" Таинственный, как час полночи, Он огнедышащие очи (Огонь Мельмота в них сиял) В поэта с умыслом вперял И что-то в нем подстерегал... VI Года летели чередою, Телега жизни ходко шла; Но в душу мысль одна легла: Душа просилася к покою... Свой идеал, свою мечту Он раз в Москве заветной встретил И запылал -- едва приметил: Как жадно обнял красоту! Дотоль разгулом избалован, Он вмиг окован, очарован И счастлив стал и ликовал... А рок его подстерегал!.. из ст. "Москва" Глаз не схватит улиц длинных... Это матушка Москва! Из соч. "Семисотлетие Москвы" "Предание повествует, что Юрий, взойдя на один из холмов тогдашнего владения Кучкова ("и поведеше очами семо и овамо"), пленился красотою места и указал ("повеле соделати мал деревян град") быть тут городу, который долго оставался небольшим кородком и назывался Кучковым".

Каменный гость: Заболоцкий - это у них: в эпиграфе и в ветке. "Ма-лад-цы!"


abuella: Gapon пишет: "малосольный огурец кум жевал ВНИМАТЕЛЬНО" То ли у Рубиной, то ли у Улицкой встречается "есть подробно".

Gapon: "Вторичницы" они! В худшем случае - постмодернистки, тьфу. С Галичем разве сравнятся? Даже с Кимом - нет, с этим его: "А мне Галич отвечает: ты садись, да пройди ты свою баночку до дна!" ------------------------------------------------------------ (Нас, кажется, можно поздравить: обзавелись собственной кляузницей из тех с этим вот "Ха, темки у грамотовских крадете?". А они соответственно - вертухаем на общественных кончалах. Жизнь-то налаживается, братва?!) ММ, это чего такое и откудова лепит тут горбатого? По Москве-то мы многое умеем...

abuella: Gapon пишет: "Ха, темки у грамотовских крадете?". Пусть предъявляют по понятиям.

maggie: Кг пишет: Заболоцкий - это у них: ...хм... не понимаю, и как только КАМЕННЫЕ гости могут нагибаться, чтобы в скважинку подглядывать... они ж - каменные...

Gapon: Ха... так за предъяву тоже надо же отвечать! И тоже по понятиям. Но у этих масть не та, никто их предъяву не примет за предъяву и толковища не устроит. Хай визжат по двум направлениям... по 4-м лучше, "баодубы стеклянные".

abuella: Gapon пишет: так за предъяву тоже надо же отвечать! И тоже по понятиям. Забьём стрелку...

Gapon: Не выйдет, сударыня! Даже до бакланья нельзя опускаться, а здесь и вовсе нечто нечеловеческого вида и свойства, точнее - вообще никакого вида при вполне определенном свойстве. Зачем парафиниться-то без дела? Свои не поймут.

Gapon: (Возвращаясь к теме): 1. Названия произведений: "Очи черные" (цыганский романс), "Черные глаза" (танго Оскара Строка) 2. Метафоры: "Остроконечные елей ресницы над голубыми глазами озер" ("Карелия"), "...посмотрит - рублем подарит" (Н.А.Некрасов, из поэмы) 3. Из сов.эстрады 60-х: "Гляжу в озера синие" (Л.Зыкина), а кобзонисто-островское из цикла "А у нас во дворе" - целая строфа: Я гляжу ей вслед - ничего в ней нет, а я всё гляжу, глаз не отвожу. 4. Из совр. эстрады - Трофим, "Поворот": Я заложился в поворот, но ехал, как наощупь: дорога - лёд, и солнце по глазам... Он вылетел навстречу мне, а дальше, как нарочно, он - по газам, а я по тормозам. глаз не отвожу...

Penguin: Анна Ахматова - "Это рысьи глаза твои, Азия..." Это рысьи глаза твои, Азия, Что-то высмотрели во мне, Что-то выдразнили подспудное И рожденное тишиной, И томительное, и трудное, Как полдневный термезский зной. Словно вся прапамять в сознание Раскаленной лавой текла, Словно я свои же рыдания Из чужих ладоней пила. 1945

maggie: Юрий Карабчиевский. Из "Осенней хроники", 1970 ************************ И нет сторон, когда я возвращаюсь, нет ни стены, ни потолка, ни пола, а есть лицо: чуть высветлены губы, и к платью в тон подобраны глаза... Здесь - интервью с Ю. Карабчиевским. Преамбула из ЖЗ № 29 ( 14 октября 1998): Тем приятнее было обнаружить в первом же номере журнала "Уральская новь" никогда ранее не публиковавшееся, во всяком случае, мне, например, неизвестное интервью Юрия Карабчиевского, данное им Сергею Шаповалу. Я хочу воспроизвести этот текст еще раз в этом Обозрении: http://magazines.russ.ru/reviews/kost/review29.html

maggie: А это Брюсов. Отрывок из стихотворения "Женский портрет" Что я могу припомнить? Ясность глаз И детский облик, ласково-понурый, Когда сидит она, в вечерний час, За ворохом шуршащей корректуры. Есть что-то строгое в ее глазах, Что никогда расспросов не позволит, Но, может быть, суровость эта - страх, Что кто-нибудь к признаньям приневолит. **************************** 1913 А о мужских глазах что-нибудь можно найти? Где?

Gapon: maggie пишет: А о мужских глазах что-нибудь можно найти? Где? Нууу, ежели трудно поднять глаза вверх - повторяю: "Я гляжу ей вслед - ничего в ней нет" Самая, по-моему, исчерпывающая характеристика специфического мужского взгляда на предмет. Выпуклее (или "впуклее"?) ее, видимо, лишь проза кого-то подзабытого: "...страшненькая такая была, что на нее на улице все оглядывались. Вот и он оглянулся посмотреть, думает: что за черт?! Ан уже поздно было..."

minka: ПОСМОТРИ МНЕ В ГЛАЗА! maggie пишет: А о мужских глазах что-нибудь можно найти? Где? Абидна, панимашь ... Только про женские глаза вспомнил, да и то в прозе Нет, стихи и романсы тоже знаю, но всем давно известные. Запомнилась мне реклама в Днепропетровске. По середине тротуара стоит щит, на нём очаровательная девица в кружевном лифчике, наверху надпись: ПОСМОТРИ МНЕ В ГЛАЗА! Рассмотрев бельё и мысленно представив, что под ним скрывается, опускаю глаза ниже и вдруг вижу: "Я же просила В ГЛАЗА!" . Это было так точно и неожиданно, жаль, что словами невозможно передать впечатление!

maggie: НАШЛА!!! Я нашла мужские глаза! Это - глаза Брюсова... Но отражаемся в этих глазах всё равно мы - женщины... Сквозь эту бездонность глаз Так просто мне увидать бы - Татьяну, в предутренний час, На балконе старой усадьбы; Дальше - немая камея - В краснеющей дымно воде, Расплываясь, тая, бледнея, Образ Шарлотты Корде. За ней, нагая, как Ева, В городе, что строго молчит, Проезжает на коне Генофева Волосами прикрыв свой стыд; И, напротив, явясь многолюдью, Что шумит, как буйный поток, Над своей оскорбленной грудью Лукреция взносит клинок; А где-то, вдали небосклона На корабль устремляя взор, Меч в руке, восходит Дидона На свадебно-погребальный костер. Их всех, застенчиво-смелых, В веках пленяющих нас, Вижу, как сон, в потемнелых Неподвижных омутах глаз. 1921

maggie: А вот еще глаза мужчины. Они - из "Портрета мужчины" Николая Гумилева. Портрет мужчины Картина в Лувре работы неизвестного Его глаза — подземные озера, Покинутые царские чертоги. Отмечен знаком высшего позора, Он никогда не говорит о Боге. Его уста — пурпуровая рана От лезвия, пропитанного ядом. Печальные, сомкнувшиеся рано, Они зовут к непознанным усладам. И руки — бледный мрамор полнолуний, В них ужасы неснятого проклятья, Они ласкали девушек-колдуний И ведали кровавые распятья. Ему в веках достался странный жребий — Служить мечтой убийцы и поэта, Быть может, как родился он — на небе Кровавая растаяла комета. В его душе столетние обиды, В его душе печали без названья. На все сады Мадонны и Киприды Не променяет он воспоминанья. Он злобен, но не злобой святотатца, И нежен цвет его атласной кожи. Он может улыбаться и смеяться, Но плакать… плакать больше он не может.

maggie: Для того, чтобы составить представление о "диапазоне метафорических глаз", нужно сначала их как-то сортировать, а для того, чтобы сортировать, необходимо все глаза собрать воедино. Что и делаю. Из цитированного: ● глаза как нож ● огнедышащие очи ● Глаз не схватит улиц длинных ● Это рысьи глаза твои, Азия ● и к платью в тон подобраны глаза... ● Что я могу припомнить? Ясность глаз ● Есть что-то строгое в ее глазах ● Сквозь эту бездонность глаз ● Его глаза — подземные озера Приглашаю всех желающих продолжить поиск глаз...

Gapon: Ал-др Аркадьич давно желает: 1. "Так сказал мне Некто с пустым лицом и прищурил свинцовый глаз" 2. "...Ты убегал от посторонних глаз, но всё же был прекрасен без прикрас" 3. (там же) "...и где уж тут заметить поутру в глазах хозяйки скучное презренье!"

maggie: "Свинцовый глаз" - это круто, никогда еще не встречала. Слышала "голова налилась свинцом", ноги... тело... Но "свинцовые глаза" для меня ново.

Gapon: Дык, поэт же! Мастер слова. Он еще и так мог - для Вас: "И поводят глазами шало Над тарелками с манной кашей Президенты Земного Шара!" Рядом с Галичем какой-то там Василий Гроссман с его "прищуренные, режущие глаза Троцкого" ("Жизнь и судьба") выглядит довольно бледно...

Gapon: Нашел на помойке чужое имущество ("http://www.slovopedia.com/24/195/1648079.html">ГЛАЗА): "ГЛАЗА О цвете. Агатовые, акварельные, антрацитовые, белёсые (белесые), белые, бесцветные, бирюзовые, бледные, блеклые, васильковые, вылинявшие, выцветшие, голубовато-серые, голубые, дегтярно-черные, дегтярные, дымчатые, желтые, желудевые, жемчужно-серые, жемчужные, зеленые, золотистые, золотые, изумрудные, иссиня-черные, капустные, карие, коричневые, кофейные, красные, лазурные, матовые, медовые, молочно-голубые, оливковые, оловянно-мутные, оловянные, ореховые, полуденные (устар. поэт.), полуночные (устар. поэт.), сапфирные (устар.), сапфировые, светло-голубые, светло-зеленые, светло-карие, светло-синие, светлые, свинцовые, сердоликовые, серые, сине-белые, синие, сиреневые, стальные, табачные, темно-серые, темные, ультрамариновые, фиалковые, цыганские, черносливные, черносливовые, черные, шоколадные, янтарные, ярко-голубые. О физическом состоянии глаз; о характере взгляда. Бархатные, бегающие, бездонные, безжизненные, бельмастые (простореч.), бессонные, блестящие, близорукие, блуждающие, больные, быстрые, влажные, водянистые, воспаленные, глянцевые, горячечные, дальнозоркие, жаркие, жидкие, заспанные, заплаканные, заплывшие, запухшие, застывшие, затуманенные, зеркальные, зоркие, зыбкие, измученные, искрометные, искрящиеся, кровянистые, курослепые (простореч.), ледяные, лихорадочные, лучистые, масленые, мерклые, мертвые, мерцающие, мокрые, мутные, набухшие, налитые, неподвижные, огненные, опухшие, осовевшие, осовелые, осоловелые, остекленевшие, остекленелые, острые, открытые, отуманенные, пламенные, погасшие, подслеповатые, подслепые (устар.), полусонные, померкшие, понурые, посоловелые, потупленные, потухшие, пристальные, прожигающие, прозрачные, пронзительные, пронизывающие, пьяные, рассеянные, ртутные, русалочьи, сверкающие, сияющие, смеженные, смирные, сонные, стеклянные, студенистые, сухие, туманные, тусклые, увядшие, усталые, утомленные, хмельные, чистые, юркие, яркие, ясные. О форме, размере, очертании глаз. Базедовые, библейские, большие, бутылочные, впалые, выкаченные (простореч.), выпуклые, выпученные, вытаращенные, глубокие, громадные, длинные, запавшие, зрачкастые, иконописные, калмыцкие, квадратные, косые, круглые, крупные, кукольные, маленькие, миндалевидные, монгольские, небольшие, огромные, открытые, плоские, полуприкрытые, прижмуренные, прищуренные, прищурые, провалившиеся, продолговатые, пухлые, раскосые, раскошенные, распахнутые, расширенные, сливовые, сощуренные, суженные, татарские, треугольные, узкие, черкесские, широкие. В сравнении с животными, птицами, рыбами и т. д. Бараньи, бульдожьи, бычачьи, бычьи, воловьи, волчьи, вороньи, газельи, галочьи, галчиные, голубиные, заячьи, зверушечьи (зверюшечьи), змеиные, кабаньи, коровьи, кошачьи, коршунячьи, кроличьи, крысиные, лисьи, медвежьи, моржовые, мышачьи, мышиные, овечьи, оленьи, орлиные, птичьи, рачьи, рыбьи, рысьи, свинушъи, свиные, слоновьи, собачьи, совиные, соколиные, сокольи, стрекозиные, телячьи, тюленьи, хориные, щенячьи, ястребиные. О выражении чувства, состояния, характера человека. Азартные, алчные, алчущие, бедовые, безгрешные, бездумные, беззаботные, беззащитные, безмятежные, безропотные, безумные, беспечные, беспокойные, бессмысленные, бесстыдные, бесстыжие (разг.), бесшабашные, бешеные, благодарные, блудливые, бойкие, брезгливые, вдохновенные, вдумчивые, веселые, взволнованные, виноватые, властные, влюбленные, внимательные, возбужденные, вольные, вопрошающие, воровские, восторженные, восхищенные, враждебные, встревоженные, въедливые, вызывающие, выразительные, гневные, говорящие, голодные, гордые, горячие, горящие, грозные, грустные, дерзкие, дикие, добродушные, добрые, доверчивые, дурные, дьявольские, елейные, жадные, жалкие, жалобные, жалостные, жгучие, жестокие, живые, жизнерадостные, жуткие, завидущие (простореч.), завистливые, завороженные, задорные, задумчивые, зачарованные, злобные, зовущие, изумленные, изучающие, иронические, испытующие, ищущие, кислые, клейкие, колючие, кроткие, ласковые, леденящие, ледяные, ленивые, лихие, лукавые, льстивые, любвеобильные, любопытные, любящие, мальчишеские, манящие, масленые, медовые, мечтательные, молящие, мудрые, мученические, мягкие, наблюдательные, наглые, надменные, наивные, насмешливые, настороженные, нахальные, невинные, недобрые, нежные, ненавидящие, неподкупные, непонимающие, несчастные, огорченные, одичалые, одуревшие, одурелые, озорные, осмысленные, отважные, отрешенные, отсутствующие, отчаянные, отчужденные, ошарашенные, пасмурные, переменчивые, печальные, плутоватые, плутовские, подозрительные, покорные, понимающие, послушные, посторонние, почтительные, правдивые, презрительные, приветливые, пронзительные, проникновенные, проницательные, пронырливые, простодушные, прямодушные, пугливые, пустые, пытливые, радостные, развратные, ревнивые, робкие, сверлящие, сердитые, серьезные, скользкие, скорбные, смелые, смешливые, смеющиеся, смышленные, сочувствующие, спокойные, стеснительные, сторожкие, страдальческие, страдающие, строгие, сумасшедшие, суровые, счастливые, сытые, теплые, тихие, томные, тоскующие, требовательные, тревожные, трогательные, тупые, угарные, угнетенные, угодливые, удивленные, укоризненные, улыбчивые, умиленные, умильные, умные, унылые, упорные, упрямые, усмешливые, хитрецкие (разг.), хитрые, хищные, холодные, цепкие, честные, чужие, чуткие, шаловливые, шалые (простореч.), шальные, шельмоватые, шустрые, энергичные, яростные. Африканские, бетонные, блескучие, вещие, византийские, водочные, далънострельные, дремучие, дряхлые, египетские, зимние, золотушные, иглистые, игольчатые, итальянские, каменные, камышовые, копеечные, крыжовенные, купоросовые, лешачьи, морозные, мохнатые, негритянские, неотрекающиеся, оледенелые, пемзовые, переливчатые, пластмассовые, ржаные, родниковые, ртутные, седые, славянские, сладкие, стоячие, траурные, трупные, чахоточные, экстатические."

maggie: Wow! Gapon, да это ж целая кладезь! Теперь можно уже дальше ничего не искать... Мне особенно вот эта "компашка" в самом конце понравилась: Африканские, бетонные, блескучие, вещие, византийские, водочные, дальнострельные, дремучие, дряхлые, египетские, зимние, золотушные, иглистые, игольчатые, итальянские, каменные, камышовые, копеечные, купоросовые, лешачьи, морозные, мохнатые, негритянские, неотрекающиеся, оледенелые, пемзовые, переливчатые, пластмассовые, ржаные, родниковые, ртутные, седые, славянские, сладкие, стоячие, траурные, трупные, чахоточные, экстатические." Хм... "стоячие глаза"... а что? Вот возьму и напишу стёбчик вроде: Сверху дорога напоминала вытянутый греческий нос, по обеим сторонам которого располагались два мутных стоячих глаза. Мы пролетали над болотами... Ну, и т.д. Зарифмовать, что ли?

Gapon: Под прицелом "дальнострельных"? Тогда, вслед за Ю.Кимом, - с посвящением вашему Матиасу Русту. Только примите к сведению: "вытянутый нос", с этим - к орнитологам. Греческий нос - прямой просто. А с остальным проблем нет, хоть так: Два стоячих мутных глаза выдают в тебе заразу, да чего уж там: за раз - штук 14 зараз...

maggie: Gapon пишет: Греческий нос - прямой просто. А что прямой нос вытянуть нельзя? typo: прямой вытянутый нос... Не бывает что ли?

Gapon: Я же написал уже: бывает. У цапли. "Г.н." - устоявшийся в искусствоведении термин, применимый не всуе, а к большинству профильных изображений (камея Гонзаго, напр.) с определенным типом красавицы. Красавица с вытянутым... хм, не знаю, в эстетике безобразного я не силён.

maggie: Gapon пишет: У цапли. Уговорили. Переделываю: Сверху дорога напоминала нос цапли; по обеим сторонам этого длинного носа располагались два мутных стоячих глаза. Мы пролетали над болотами... Так нормально?

Gapon: Лажа, не-графоманская даже, бога мать!!! 1. "Дорога, СВЕРХУ напоминающая нос (ЛЮБОЙ), это как??? Просите Башмака сделать Вам проекцию носа на горизонтальную поверхность что ли... 2. Кто из будущих Ваших читателей оценит откровение о том, что у цапли нос длинный? Только не знающие термин "тавтология", видимо... 3. "Мутные стоячие глаза" - муть, ничего не стояЩая. "Сверху дорога казалась воплощением слов поэта о том, что "поэзия вся - езда в незнаемое..." Вот по такой и шарашьте на радость тому же Башмаку.

maggie: Злой Вы, Гапон, не даёте мне даже попробовать себя на прозаическом поприще... Вот Вам за это! Стояли мутные глаза, Когда над носом мы летели... Пилот нажал на тормоза, И как большая стрекоза На лист кувшинки мы присели, В болото, где лягушек ели Гречанки-цапли, жаб гроза...

Gapon: Другое дело! Лирика как лирика, даже где-то как-то в сентиментализм клонится...

maggie: А я говорю - реальзЬм хундерт проц! Gapon, Вы там где сентиментализм разглядели? В этом что ли? Пилот нажал на тормоза...? в сторону: не иначе напевал при чтении про кондуктора и трясину...

Gapon: (Чурка малограмотная, с историей мировой лит-ры не знакомая, господииии....) Сентиментализм - вот он: "лягушек ели "! Во-первых, неприкрытый намек на родину С. - Францию. Во-вторых, им же больно было!!! В-третьих, свойственная С. двусмысленность: ели живое, значит страдали ("сенсус", знаете ли), сопереживая, а еще и пока-живое должно было рыдать в голос... Не имея никаких пайков от власти, цапли жрали беззащитных, слабых, кротких, оставляя лягушоночков сиротками, обрекая их на всякие напасти... И в болоте, значит, тоже нету счастья!

abuella: Вспомнились советские песни: "Эти глаза напротив..." Я встретил девушку, полумесяцем бровь, на щёчке родинка, а в глазах - любовь..." "Хочешь я в глаза, взгляну в твои глаза..." Шекспир. Сонет 130 "Ее глаза на звезды не похожи... " (в оригинале великолепно ложится на музыку "Песни индейца". Я пела своей племяннице как колыбельную.Здорово было!)

maggie: abuella пишет: Я пела своей племяннице Значит, abuellа, Северянин о Вас писал: ПОЮЩИЕ ГЛАЗА Над калиткой арка из рябины. Барбарис разросся по бокам. За оградой домик голубиный. Дым из труб, подобный облакам. Домик весь из комнаты и кухни. Чистота, опрятность и уют. Подойди к окну и тихо стукни: За стеклом два глаза запоют. Женщина с певучими глазами Спросит, кто любимый твой поэт, И, с улыбкой прислонившись к раме, Терпеливо будет ждать ответ. Назови, какое хочешь, имя: Будь то Надсон или Маллармэ, В дом, где облака таятся в дыме, Будешь вхож, назвать себя сумев. Если же ты скажешь: «Что мне в этом! Знать стихов я вовсе не хочу», Женщина, рожденная поэтом, Вдруг погасит взоры, как свечу. И хотя бы кудри поседели Пред стеклом, скрывающим уют, О твоем тебя не спросят деле Те глаза, которые поют... 1927

maggie: Вспомнила песню давних лет: У тебя глаза, У тебя глаза Синие. Как в степи гроза, Как в степи гроза Сильные. В них и только в них, Добрых и родных Всё теперь. Если ты не веришь сердцу, Мне, мой друг, поверь... Не хочу комментировать...

Penguin: Я тоже песню помню: Твои глаза как два тумана, как два прыжка из темноты...

maggie: Ужос! Это песня наркош?

abuella: ...глаза-небеса, Любимой моей глаза. Круглые да карие, Горячие до гари...

Penguin: maggie пишет: Ужос! Это песня наркош? Ну что Вы! Это песня из к.ф. "Русское поле". http://www.youtube.com/watch?v=8x2tdALa-vg

abuella: "Что ж ты смотришь так синими брызгами?"

abuella: Андрей Грязнов Глаза и очи Глаза – красиво, но не очень, Звучит красиво, но не то… А если вспомнить: очи! Очи… Как это жгуче и короче, Насколько глубже и как точно, И округлились губы: “ О!..” В глазах какая-то загадка, В них промелькнула стрекоза, Слеза скользнула в них украдкой, И Боже! Грянула гроза!.. В очах сплошные многоточья… Они тягучи, словно мед… Цикады и паренье ночи, И с придыханьем: “ хочет… хочет…” И лунный свет душа крадет… Глаза красиво, между прочим, Глаза порой подходят, но! Там, где любовь, там – очи, очи!.. Слиянье музыки и строчек, И песнопенья, и вино…

maggie: Хочу поделиться "урожаем":)... У Цветаевой нашла: 1. "крестьянские глаза" Привычные к степям - глаза, Привычные к слезам - глаза, Зеленые - солёные - Крестьянские глаза! (первая строфа из "Глаза", 9 сентября 1918 г.) 2. "смертные глаза" Встают - два солнца, два жерла, - Нет, два алмаза! - Подземной бездны зеркала: Два смертных глаза. (последняя строфа из ""Два зарева, нет, зеркалА!", 19 июня 1921 г.) 3. еще одни "мужские" глаза - глаза Адама: О первое солнце над первым лбом! И эти - на солнце прямо - Дымящие - чёрным двойным жерлом - Большие глаза Адама. (первая строфа из "О первое солнце над первым лбом!", 27 апреля 1921 г.)

Penguin: А вот совсем другой – прозаический - взгляд на глаза. Ж. Сарамаго, "Слепота": «…в слепых глазах старухи мелькнуло недоверчивое выражение, хотя и это тоже всего лишь общепринятая формула, применяемая в подобных обстоятельствах, фигура речи, ибо в глазах, какие ни будь они, хоть зрячие, хоть слепые, хоть вообще вырванные, никакого выражения нет и быть не может, эта ко всему безразличная двухместная карета повезет, кого в нее ни посади, и заберет себе всю славу, хотя все бремя разнообразной визуальной риторики берут на себя веки, ресницы, брови».

maggie: Вот еще испанские глаза - "Spanish Eyes": http://www.youtube.com/watch?v=IQd2kCuj5Nk&NR=1

Речка: "Не смотри на меня комомъ, а смотри розсыпью" ("Собрание 4291 древних Российских пословиц", Печатаны при Императорскомъ Московскомъ Университете.1770 года).

Gapon: Красотень, сударыня Речка!

maggie: Люблю глаза твои, мой друг, С игрой иx пламенно-чудесной, Когда иx приподымешь вдруг И, словно молнией небесной, Окинешь бегло целый круг... Но есть сильней очарованья: Глаза, потупленные ниц В минуты страстного лобзанья, И сквозь опущенныx ресниц Угрюмый, тусклый огнь желанья. Ф. Тютчев Почему он женщине говорит "мой друг"? Не зачем, а почему? Мне бы понравилось, я знаю точно, такое ласковое обращение ко мне, это лучше, чем "моя подруга" или "дружище"... Наверное, некорректный вопрос задала. Ведь говорят, обращаясь (к женщине, в том числе) - "мой ангел", "моё сокровище", "мой бог" (именно бог, не богиня)... Но "мой друг" почему-то более на гендерность указывает, чем все приведенные мною примеры. Я права?

maggie: Да, еще. Вряд ли я бы смогла найти примеры из немецкой литературы, где мужчина говорит женщине "Mein Freund"... Не знаю, поискать надо...

Gapon: maggie пишет: Почему он женщине говорит "мой друг"? Потому, что: 1. Обращено к Денисьевой, которую даже в наше непросвещенное и оттого вульгарное время язык не повернется назвать любовницей поэта. 2. Являлось как раз эвфемизмом (видимо прихилявшим из "распутной" Франции) именно термина "любовница" в то стыдливое время. 3. Является либо особенностью стиля именно этого поэта, либо раз и навсегда принятой им формой обращения к рано ушедшей последней любви ("Друг мой милый, слышишь ли меня" - ей же, после ее ранней кончины). "Избыточной гендерности" в данном обороте не усматриваю, извините уж! Держу за канувший в Лету архаизм (буйная фантазия попробовала вложить сие в уста, напр., мэра Москвы.. прекращаю трепотню... РНМ)

maggie: Gapon пишет: видимо прихилявшим из "распутной" Франции То есть, это эвфемизм mon amie? или ma copine? Эээй... французы! На помощь, bitte...

Gapon: А почему не неизвестное мне "мон шер ами"? И давайте сразу уж известного Мопассана распнём...

Речка: У К. Бальмонта -- обращение "мой друг": Мой друг, мы оба устали. Радость моя! Радости нет без печали Между цветами -- змея. Кто же, с душой утомленной, Вспыхнет мечтой полусонной, Кто расцветет белладонной, -- Ты или я? БЕЛЛАДОННА Счастье души утомленной -- Только в одном: Быть как цветок полусонный В блеске и шуме дневном. Внутренним светом светиться, Все позабыть, и забыться, Тихо, но жадно упиться Тающим сном. Счастье ночной белладонны -- Лаской убить. Взоры ее полусонны, Любо ей день позабыть, Светом луны расцвечаться, Сердцем с луною встречаться, Тихо под ветром качаться, В смерти любить. Друг мой, мы оба устали. Радость моя! Радости нет без печали Между цветами -- змея. Кто же, с душой утомленной, Вспыхнет мечтой полусонной, Кто расцветет белладонной, -- Ты или я? Как вы понимаете дружбу и кого называете настоящим другом? Когда-то я прочитала у Диогена Лаэртского ("О жизни, ученых и изречениях знаменитых философов") суждение об этом предмете Аристиппа: "Дружбу он отрицал: дружбы не существует ни между неразумными, ни между мудрыми -- у первых, как минует нужда, так исчезает и дружба, а мудрец довлеет себе и не нуждается в друзьях". В общем, с этим и живу. Но бывает, правда редко, когда "сердце подает сердцу весть". По теме: ГЛАЗА Когда я к другому в упор подхожу, Я знаю: нам общее нечто дано. И я напряженно и зорко гляжу __ Туда, на глубокое дно. И вижу я много задавленных слов, Убийств, совершенных в зловещей тиши, Обрывов, провалов, огня, облаков, безумства несытой души. Я вижу, я помню, я тайно дрожу, Я знаю, откуда приходит гроза. И если другому в глаза я гляжу, Он вдруг закрывает глаза. К. Бальмонт

maggie: Речка пишет: Как вы понимаете дружбу и кого называете настоящим другом? Наверное, человека, которого люблю + с которым мы находимся на одной "длине волны", немцы говорят Wellenlaenge, т.е., с тем, кто способен воспринять мои "позывные", мои сигналы, которые ведь и затеряться могут, тоже... Но и я, конечно, способна - безусловно, unconditionally - принять и понять его/её, верить... Возможно, я полагаю, что у меня много друзей, потому что я люблю людей... Чаще всего, мои друзья и я не связаны путами обязательств и условностей типа "ты мне, я тебе", это уже что-то другое. Настоящий друг? Не знаю... Значит, должны быть - альтернативно - НЕнастоящие... Как пробу снимать? Это будет обусловлено, эти условия, таким образом, я долна сама очертить? В них человека, друга загнать, как в логово?... Подстерегать, пробовать на выполнение этих своих условий, затем вердикт выносить? Не знаю, Речка... Сложно. Очень хороший вопрос задали. Спасибо. О ГЛАЗАХ... Хокку Гумилева, а там - ГАЗЕЛЬИ глаза... Вот девушка с газельими глазами Выходит замуж за американца. Зачем Колумб Америку открыл?!

RPG: maggie пишет: Хокку Гумилева, а там - ГАЗЕЛЬИ глаза... главное, чтобы «газелью» не была машина

maggie: А еще, по сабжу, может быть, друг это тот, чьи глаза не лгут, не способны лгать. Ведь они - зеркало души, как сказал классик. Только как знать, лгут ли? Кто может это знать? Сколько лет должно пройти, сколько переживаний должно случиться, прежде чем человек сможет узнать глаза, что не лгут? заглянуть в них? утонуть в них?

maggie: RPG пишет: главное, чтобы «газелью» не была машина Вот! О том и речь!...

maggie: Это из Гумилева "Лес" (отрывок): **************************** Это было, это было в той стране, О которой не загрезишь и во сне. Я придумал это, глядя на твои Косы - кольца огневеющей змеи, На твои зеленоватые глаза, Как персидская больная бирюза. "Больная" бирюза... Дивно...

maggie: Читаю Хлебникова. В общем-то пришла к нему в этот раз от "палача". Интересная критическая статья посвящена его стихотворению: «Усадьба ночью, чингисхань» (в которой есть "палач"). Случайно, по ссылке в этой статье, наткнулась на неожиданные экспериментальные глаза у Хлебникова в другом стихе: Ах мусульмане те же русские, И русским мог бы быть ислам. Милы глаза, немного узкие, Как чуть открытый ставень рам. И далее: А вы, сапогоокие девы, Шагающие смазными сапогами ночей По небу моей песни... Бросьте и сейте деньги ваших глаз По большим дорогам! Вырвите жало гадюк Из ваших шипящих кос!

maggie: Иногда мурлыкаю старую песенку про глаза. "Червоны гитары" исполняли её в конце 60-х, по-моему... Вот лирика: "Ах, эти глаза,как бирюза, Чьими они будут,чьими они будут? Невысокий луг, глубокий пруд, Если не полюбишь - то я утону в нем Припев Чудная погода, будет жаль немного Будет жаль немного если Утону в пруду Ну скажи мне, как узнаю я Будешь ты со мною, будешь ты со мною? Синяя вода, лебедя два Проплывают мимо Стань же моей милой. Припев Не пойму никак твои глаза И не отгадаешь, что же ты скрываешь. Невысокий луг, глубокий пруд, Ветер над водою, как мне быть с тобою? Припев Глаза в песне - уже почти как целый глобус - там и "невысокий луг", и "глубокий пруд"... Я любила "Червоны гитары" очень. Песню про глаза не нашла, но другую выставлю сейчас в свою музыкальную ветку "Они поют ей гимн приветный" в "Музыке"...



полная версия страницы