Форум » Литература » Умер поэт Лев Лосев » Ответить

Умер поэт Лев Лосев

Nimfa: Лев Лосев был другом И. Бродского. Почти 30 лет преподавал русскую литературу в Америке. * «Понимаю — ярмо, голодуха, тыщу лет демократии нет, но худого российского духа не терплю», — говорил мне поэт. «Эти дождички, эти березы, эти охи по части могил», — и поэт с выраженьем угрозы свои тонкие губы кривил. И еще он сказал, распаляясь: «Не люблю этих пьяных ночей, покаянную искренность пьяниц, достоевский надрыв стукачей, эту водочку, эти грибочки, этих девочек, эти грешки и под утро заместо примочки водянистые Блока стишки; наших бардов картонные копья и актерскую их хрипоту, наших ямбов пустых плоскостопье и хореев худых хромоту; оскорбительны наши святыни, все рассчитаны на дурака, и живительной чистой латыни мимо нас протекала река. Вот уж правда — страна негодяев: и клозета приличного нет», — сумасшедший, почти как Чаадаев, так внезапно закончил поэт. Но гибчайшею русскою речью что-то главное он огибал и глядел, словно прямо в заречье, где архангел с трубой погибал.

Ответов - 22, стр: 1 2 All

Gapon: Ну и фигли? В Эреце вон недавно умер Михаил Генделев, которого знающие люди ставили сразу вслед за И.Бродским... А в России и его не знают, так же как Лосева...

Nimfa: Или еще такой сюжет: я есть, но в то же время нет, здоровья нет и нет монет, покоя нет и воли нет, нет сердца – есть неровный стук да эти шалости пером, когда они накатят вдруг, как на пустой квартал погром, и, как еврейка казаку, мозг отдается языку, совокупленье этих двух взвивает звуков легкий пух, и бьются язычки огня вокруг отсутствия меня.

Nimfa: Стихи Лосева я знаю, а о Михаиле Генделеве не слышала.


Gapon: Об тем и речь! Бывший питерский бард, точнее поэт, которого пели в 70-80-е. Самое знаменитое тех времен: "Ностальгия" по булгаковскому "Бегу" - до сих пор в Физтехе поют... Философствовал в стихах и в прозе, походя "Книгу о нездоровой пище" навалял, был как бы центром "духовно взыскующих" русских в Израиле. В Книге памяти его питерская приятельница с удовольствием вспомнила его обращение к ней: -Здравствуй! Будь здорова, п...зда гнезда петрова!

Nimfa: Спасибо за ликбез. "Ностальгию" прочла, хотя, думаю, чтение стихов из песни можно считать неполноценным за отсутствием музыки и голоса.

Gapon: Нууу, когда-то эта вещь легко обнаруживалась поиском "авторской песни" и в "Бард-кафе", и в "Поющий физтех"... Но поют они, сволочи, толпой, что убивает песню.

Nimfa: А Вы случаем не физтех окончили?

Gapon: Я, слава богу, в два захода одолел "керосинку". В физтехе учились умные, а в керосинке - я.

Nimfa: Не скромничайте. Керосинка - это нефти и газа? Тогда Вы магнат или падишах.

Nimfa: Это интересно. Михаил Генделев о современных поэтах. не в состоянии они решить ни одной технической задачи, не способны держать редкие метры, пользоваться повторами, совершенно забыто искусство балансирования между метром и ритмом. Да элементарно: не умеют построить и подать собственный троп, создать пространство для выгона тропа, дистанцию для того, чтобы троп работал. Что вы – безобразно пишутся тексты! Читаешь – и с трудом понимаешь, что хотел сказать автор-Демиург, а когда наконец разберешься, то видишь, что он, болезный, не справился с задачей, им же самим, храбрецом, поставленной и, по наивности, продекларированной. А не справился потому, что просто не умеет, плохо учился, второгодник. А далее, каким должен быть поэт. Инструкция для начинающих и не только. Решая сколько-нибудь серьезные проблемы, на одной интонации не выедешь. Размещение контрапунктов (надеюсь, никто не упадет в обморок, открыв для себя, что нечто подобное, оказывается, существует в тексте), построение коды стиха, отношение масс внутри текста, в том числе массы смысловой и звуковой – вот те вещи, которые профи должен рефлекторно понимать и уметь выделить в чужом тексте, но в первую очередь реализовывать в тексте своем. Все это надо не просто выучить, но довести до автоматизма, как любой способный к импровизации джазовый музыкант сначала осваивает до автоматизма механику игры на инструменте, а потом начинает импровизировать и тащиться от собственной гениальности & виртуозности. А подлинная виртуозность – это тоже не цирковой утренник, это возможность реализации гениальности, ее посадочная площадка. Или, наоборот – продолжая цирковую ассоциацию – возможность работать без сетки. Проза - двоюродная сестра поззии? Нет-нет, я прозу писать не умею и даже пожелать себе такого не могу. Это настолько двоюродное по отношению к стихам искусство, столь смутны для меня его смыслы и цели, это настолько другое существование слова, с другими валентностями, с другими правами, а самое главное, находящееся в совершенно иных отношениях со смыслом и звуком, что ремесло сие для меня темно, и правила его мне не ясны.

Gapon: А чего удивляться-то? Видимо Г. исходил из вполне обычного предположения, что ЛЮБОЙ АВТОР имеет, что сказать людям, т.е. мыслит, поскольку существует именно как автор... Не о графоманах же речь! Тогда задача донести мысль становится чисто технической, основные принципы чего Вы и прицитировали выше... В прозе это невозможно никоим иным образом кроме как взять себе кого-то за образец стиля. А это уже ниспровергает автора в "подражатели" - дело хоть и хлебное, но авторскому самолюбию претящее...

Paulus: Надо же, вот кто, оказывается, "Корчит тело России" написал...

Nimfa: От небесной погони Не уйти, не уйти никуда. На небесном погоне Оборвалась звезда. Эти строки из песни Генделева теперь имеют отношение и к нему самому, и к ушедшему в мир иной Льву Лосеву.

Gapon: Философствуем на пустом месте, сударыня? Это же явное заимствование образа у Высоцкого с его "Мне этот бой не забыть нипочем...". А еще раньше тот же образ сильно был подан не известным мне автором в ностальгической песне в к/ф "Таинственный монах": "..и кресты вышивает последняя осень по истертому золоту наших погон...". (Да и вряд ли мог мастер слова Г. лажануться, используя 2 раза "небесный"... Видимо опять - лажа с ЭП, записанная на слух. Напрашивается погоня "смертельная", извините уж!)

Paulus: Я слышал "от вселенской погони".

Nimfa: Я заметила повтор. Скорее всего, Вы правы. Но в нашем случае, вырванный из контекста, он, на мой взгляд, полностью оправдан. Небесная погоня завершилась, финита ля.... Перевернута последняя страница, начертанная в книге судеб, и звезда погасла. Смертельная погоня - понятие приземленное и человеческое, и от нее при определенном раскладе можно уйти. Небесная - неизбежная, роковая, после которой или уходишь в небытие, или продолжаешь жить в строчках песен и стихов.

Gapon: Точно же - вселенская !!! Благодарствуйте, сударь! (А с "нимфованием-толкованием ляпа, плиз, - на болото, сударыня! Там это любють..)

Nimfa: Согласна, что вселенская погоня и лучше, и точнее. Paulus, спасибо. Я ж не волшебник не поэт, и даже не учусь.

Penguin: Действительно, "от вселенской погони" - вот тут хорошо слышно: http://www.bard.ru/cgi-bin/trackography.cgi?name=%CD%E8%F0%EC%E0%ED_%CB

Gapon: Спасибо, Псиса! Гораздо лучшее исполнение, чем слышанный мною в записи дуэт Брунова и Вахратимова. А уж трех- и более голосовое физтехТование над песней - слов нету...



полная версия страницы