Форум » Русский язык » Слова о русском языке » Ответить

Слова о русском языке

maggie: Мне хотелось бы на этой ветке собрать стихи о русском языке. Как родном, так и об изучаемом... Ну, например, есть прекрасная проза, которую написали те, кому приходилось в силу каких-то обстоятельств изучать или знакомиться с немецким. Например, МаркТвэн делился впечатлениями о немецком. Может быть, мне попадутся стихи немцев или англичан в переводе на русский о русском языке... Хм... вот Слуцкий... [quote]Родной язык В моей профессии - поэзии - измена Родине несмыслима. Язык не поезд. Как ни пробуй, с него не спрыгнешь на ходу. Родившийся под знаком Пушкина в иную не поверит истину, со всеми дохлебает хлебово, разделит радость и беду. И я не только достижениями и восхищен и поражен, склонениями и спряжениями склонен, а также сопряжен. И я не только рубежами, их расширением прельщен, но суффиксами, падежами и префиксами восхищен. Отечественная история и широка и глубока как приращеньем территории, так и прельщеньем языка.[/quote]

Ответов - 121, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Князь Мышкин: maggie пишет: ...С другой стороны, может быть, поэту простительно такое желать, потому что он же не физик, а лирик... Безусловно! Под излучением РАДИЯ Кирсанов, конечно же, подразумевал, что книги должны излучать свет любви и знания.

maggie: Я променял весь дивный гул природы На звук трехмерный, бережный, простой. Но помнит он далекие народы И треск травы и волн далекий бой. Люблю слова: предчувствую паденье, Забвенье смысла их средь торжищ городских. Так звуки У и О приемлют гул трамвая И завыванье проволок тугих. И ты, потомок мой, под стук сухой вокзала, Под веткой рельс, ты вспомнишь обо мне. В последний раз звук А напомнит шум дубравы, В последний раз звук Е напомнит треск травы. Константин Вагинов Июль 1922

maggie: СВЕРЧОК Если правду сказать, я по крови — домашний сверчок, Заповедную песню пою над печною золой, И один для меня приготовит крутой кипяток, А другой для меня приготовит шесток золотой. Путешественник вспомнит мой голос в далеком краю, Даже если меня променяет на знойных цикад. Сам не знаю, кто выстругал бедную скрипку мою, Знаю только, что песнями я, как цикада, богат. Сколько русских согласных в полночном моем языке, Сколько я поговорок сложил в коробок лубяной, Чтобы шарили дети в моем лубяном коробке, В старой скрипке запечной с единственной медной струной. Ты не слышишь меня, голос мой — как часы за стеной, А прислушайся только — и я поведу за собой, Я весь дом подыму: просыпайтесь, я сторож ночной! И заречье твое отзовется сигнальной трубой. А. Тарковский 1940


Князь Мышкин: Такой замечательный, скромный и очень талантливый поэт Арсений Тарковский. Очень люблю его бережной любовью. Спасибо, maggie!

maggie: Есть речи — значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно. Как полны их звуки Безумством желанья! В них слезы разлуки, В них трепет свиданья. Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово; Но в храме, средь боя И где я ни буду, Услышав, его я Узнаю повсюду. Не кончив молитвы, На звук тот отвечу, И брошусь из битвы Ему я навстречу. М. Лермонтов

Князь Мышкин: Как будто Лермонтов предвидел такого поэта как Арсений Тарковский! Спасибо, maggie, Вы угадываете мои чувства.

Penguin: С. Маршак Словарь Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь. На всех словах - события печать. Они дались недаром человеку. Читаю: "Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку. Век заедать, век заживать чужой..." В словах звучит укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть. 1964 г.

maggie: Рифма Сладкозвучная богиня, Рифма золотая, Слух чарует, стих созвучьем Звонким замыкая. И капризна, и лукава, Вечно убегает. Гений сам порой не сразу Резвую поймает. Чтоб всегда иметь шалунью Рифму под рукою, Изучай прилежно слово Трезвой головою. Сам трудись ты, но на рифму Не надень оковы: Муза любит стих свободный, И живой и новый. Фёдор Сологуб 29 июня 1880

Князь Мышкин: СЛОВО Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь. Иван Бунин Москва, 1915

Sabrina: Гробницы, мумии и кости... на погосте... Какая романтика! Какая красота!

Князь Мышкин: Sabrina пишет: ...Какая романтика! Какая красота! Иван Бунин дело знал туго!

Пес, бегущий берегом: Готишно, угу...

Sabrina: Пес, бегущий берегом пишет: Готишно, угу...

maggie: Так вот куда, размыв хребты Прамузыки материковой, О дилювическое слово, Меня приподымаешь ты!— В безмолвие, где ты само Уже не существуешь боле, И мне богоподобной воли Предопределено ярмо. О, Господи, подай хоть знак Твоей отеческой досады, Что в лирных небесах не так Уселся звук широкозадый, Что слишком много в нем росы И тяжести земного мая. Чтоб, зодиака не ломая. Возлечь на звездные весы,— И это будет неспроста, Но по любви твоей небесной, Когда рукой в перчатке тесной Мне муза заградит уста. Б. Лившиц 1920

Sabrina: maggie пишет: дилювическое слово Всё понятно, кроме этого словосочетания.

agave: Sabrina , это геология! "Размыв хребты" - вот и дилювий, собственно, автором объясняется...

Gapon: Похоже, что не знающий геологию полутороглазый стрелец Бенедикт спутал дилювий с аллювием... "С каменой на шее" Так вот куда порой заводит всех, кто красиво говорит, табун девчонок (три их, вроде) - которых знаем как харит.

agave: Геологи - они такие смелые, отважные мечтатели. Но букву и на е исправить, наверно, нежелательно.

Sabrina: agave пишет: "Размыв хребты" agave, спасибо! Я сначала подумала, что это просто аллегория (размыв хребты прамузыки...).

maggie: Когда русская проза пошла в лагеря: в лесорубы, а кто половчей - в лекаря. в землекопы, а кто потолковей - в шофёры, в парикмахеры или актёры, - вы немедля забыли своё ремесло. Прозой разве утешишься в горе! Словно утлые щепки, вас влекло и несло, вас качало поэзии море. По утрам, до поверки, смирны и тихи, вы на нарах писали стихи. От бескормиц, как палки тощи и сухи, вы на марше слагали стихи. Из любой чепухи вы лепили стихи. Весь барак, как дурак, бормотал, подбирал рифму к рифме и строку к строке. То начальство стихом до костей пробирал, то стремился излиться в тоске. Ямб рождался из мерного боя лопат. Словно уголь, он в шахтах копался. Точно так же на фронте, из шага солдат, он рождался и в строфы слагался. А хорей вам за пайку заказывал вор, чтобы песня была потягучей, чтобы длинной была, как ночной разговор, как Печора и Лена - текучей. Борис Слуцкий



полная версия страницы